Приношение Чайковскому | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
Приношение Чайковскому
Приношение Чайковскому
Одесский оперный помнит и чтит свои традиции, свою историю. Одна из славных ее страниц - сотворчество театра с Петром Ильичем Чайковским
26 травня 2015, вівторок
Поширити у Facebook

Он приехал в Одессу в 1893 году - в последний год своей жизни. В городском театре готовилась премьера его «Пиковой дамы». Одесса стала одним из первых городов мира, где прозвучала эта гениальная опера. Петр Ильич присутствовал на ее последних репетициях. Самой оперой, правда, не дирижировал, но дирижировал концертом, в котором звучали его произведения.

Успех был неимоверный. А одесские артисты преподнесли композитору лавровый венок с надписью «От смертных - бессмертному». В письме своему брату Модесту Петр Ильич писал: «...нигде и никогда меня так не возносили, как там. Если бы когда-нибудь я мог удостоиться в столицах хоть десятой доли того, что было в Одессе!». Он успел побывать и на репетиции «Евгения Онегина», премьера которого готовилась в Одесской опере. Тогда же было заключено соглашение о постановке «Иоланты». Ее премьера состоялась в назначенный срок, но Петр Ильич приехать на нее, как обещал, уже не смог.

Сегодня лучшие произведения Чайковского - в репертуаре Одесской оперы. И 175-летие со дня рождения гениального композитора театр отметил большой юбилейной программой, составленной из любимейших детищ Петра Ильича: его гениальных романсов, прекрасной и светлой «Иоланты», блистательных «Щелкунчика», «Спящей красавицы», «Лебединого озера».

Последний спектакль, недавно поставленный в новой редакции, театр посвятил памяти великой Майи Плисецкой, в 50-х годах исполнившей на сцене Одесской оперы партию Одетты-Одиллии и выступавшей с одесской балетной труппой во время гастролей в Испании. Мощнейшим музыкальным и театральным событием декады стала «Пиковая дама» - гениальное творение Чайковского, поставить которое на сцене нашего театра было многолетней мечтой его главного дирижера, народного артиста Республики Молдова Александру Самоилэ.

Открылась же праздничная декада премьерой «Евгения Онегина», поставленного Александру Самоилэ в концертном варианте.
- Конечно, никак нельзя обойтись без «Евгения Онегина», - убежден Александр Григорьевич. - Мы можем утверждать, что и Чайковский, и Пушкин - одесситы. Известна любовь Петра Ильича к Одессе и ее театру, любовь одесситов к Чайковскому. А Александр Сергеевич Пушкин жил на углу Дерибасовской и Ришельевской, где из окна квартиры был виден Одесский оперный. Писал здесь первые главы «Евгения Онегина». А предмет его платонической любви, Елизавета Ксаверьевна Воронцова, послужила прообразом Татьяны Лариной - идеала женщины.

Премьера «Онегина» - событие особо ожидаемое, поскольку более десяти лет этой оперы Чайковского не было в репертуаре театра. И одесские ценители музыки в своих ожиданиях не обманулись - финал оперы завершился, верно, получасовой овацией. Зал, стоя, приветствовал оркестрантов, исполнителей, дирижера. Премьера стала настоящим триумфом музыки. Хотя грандиозной пафосной постановкой спектакль не назовешь. На сцене - только оркестр и солисты. Но непривычный для одесских меломанов формат не обратил любимые не одним поколением меломанов лирические сцены в сухой академический концерт. И, кстати, минимальные сценические эффекты - костюмы, точно выверенные мизансцены - не навязывали слушателю концепт постановщика, не мешали окунуться в любимую музыку, свободу образного восприятия героев.

Для солистов и музыкантов Одесского оперного концертный формат стал новым интересным опытом. Удачным оказался и выбор солистов для исполнения легендарных партий с детства знакомых до нот ценителям музыки. На сцене жили, страдали, любили, действительно, Онегин (Александр Стрюк), Татьяна (Инга Мартынова), Ленский (заслуженный артист Украины Владислав Горай), Ольга (Екатерина Цымбалюк).

Опера в концертном исполнении создает особую, присущую только этому формату музыкальную ауру, убежден Александру Самоилэ.

Тем более что магию театрального действа творят совместно и артисты, и зрители - атмосфера творчества, царящая на сцене, заряжает зал и возвращается обратно, вдохновляя артистов. Но это совсем не означает, что театр не стремится поставить «Евгения Онегина» в традиционном формате оперного спектакля. Потому в постановке - три состава солистов. Создать полноценный оперный спектакль - дорогое удовольствие. Сегодня Одесский национальный академический театр оперы и балета самостоятельно осуществить такую постановку не в состоянии. А так как надежда умирает последней, - верит и надеется на помощь состоятельных одесситов - патриотов и меломанов.

- После премьеры «Евгения Онегина» было очень обидно прочитать в Интернете о том, что юбилей Чайковского отмечается только в России, - поделился Александру Самоилэ. - Но мы подготовили свою юбилейную программу не для того, чтобы об этом писали. Мы делаем это ради Чайковского, ради наших артистов, ради одесситов. Это не декада, не фестиваль - я для себя считаю, что это приношение Одесского оперного театра Петру Ильичу.


Автор: Анастасія Барашкова
Концертна організація: Одеський Національний академічний театр опери та балету
Концертний зал: Концертний зал Одеського Національного академічного театру опери та балету
Джерело: odvestnik.com.ua



Інші:

Правила ринку: агент Линів пояснив, чому диригенти виконують твори російських композиторів
В Мюнхені запрошують на «Страту» та «Дванадцяту ніч»
Національна опера України поставить оперу "Конотопська відьма"
Українська опера Chornobyldorf виборола Премію Королівського філармонічного товариства
А ви знали, що Шевченко міг би стати й відомим музикантом?
Премʼєри в імʼя Перемоги
ЛІТЕРАТУРА З МУЗИКИ, МУЗИКА З ЛІТЕРАТУРИ
«Незламні»: музичне послання українців у другу річницю початку повномасштабної війни
«Десять років чекаємо на перемогу»: історія оркестру, який двічі з дому вигнала війна
Найкращий концерт Кіровоградської філармонії - попереду. Він буде присвячений Дню перемоги!
Музичні інструменти змінили на автомати: історії артистів театру Одеси
Оновлений репертуар, літній фестиваль та інтерактивна "Ластівка Щедрика": майбутнє Івано-Франківської філармонії в баченні Володимира Рудницького
Змінив пуанти на армійські берці: згадаймо артиста балету Ростислава Янчишена
"Музичні вечори у будинку родини Мейтусів"
«Для мене дім – там, де серце» – Віктор Рекало, автор музики до балету про вимушену міграцію «Дім»
Як розтопити «Крижане серце»?
В Одеській опері відновили незвичайну виставу
Хмельницький фаховий музичний коледж ім. В.І.Заремби: 65 років від дня заснування
До дня Соборності: в Національній опері представлять всеукраїнський музичний проєкт
Як доктор мистецтвознавства став... диригентом
Досліджуємо славні сторінки бандурного мистецтва
На Волині в Горохові привітали з 80-річчям відомого композитора
Роман Орленко-Прокопович - ім’я між забуттям і легендами
“Пісні для України” з Лондона
“54 хвилини до Різдва”
Диск "Зимовий шепіт" від піаністки Віоліни Петриченко
Українські переклади лібрето світових опер в Україні
Військовий зі Львова випустив альбом фортепіанної музики, яку створив на передовій
Раду Поклітару - герой книжки
Сенсаційні знахідки та версії Трипільської культури - “ світової колиски”
У Львівській філармонії визначили переможців Конкурсу молодих вокалістів імені Сліпака
Концерт-реконструкція «Гай, Рожество!»
Сторіччя Балетної трупи Одеської опери
Харизматичний диригент українського походження, який втілив "американську мрію": хто такий маестро Леонард Бернстайн
"Вистави ще немає, але є кредит довіри": продюсерка Opera aperta про співпрацю з міжнародним фестивалем O.Festival
В Ужгороді відкрили мініскульптуру на честь графа Нандора Плотені
Понад 200 народних пісень: де шукають і кому співають солістки ансамблю "Антонівчанка" з Прилуччини
8 неочікуваних речей, що носять ім’я Шопена
Фридерик Шопен та Микола Лисенко: точки перетину
Згадуємо Миколу Колессу
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
100910_058.jpg