KharkivMusicFest: организаторы рассказали, как готовили фестиваль в разгар пандемии | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
KharkivMusicFest: организаторы рассказали, как готовили фестиваль в разгар пандемии
Пірієв Олександр Валерійович
KharkivMusicFest: организаторы рассказали, как готовили фестиваль в разгар пандемии
13 травня 2021, четвер
Поширити у Facebook

Главное культурное событие города частично перенесли из-за ужесточения карантина.

В этом году фестиваль должен был пройти с 25 марта по 24 апреля. Однако из-за попадания Харькова и области в красную зону часть программы Международного фестиваля классической музыки KharkivMusicFest, которая должна была состояться 12-24 апреля, была перенесена.


Что отличает KharkivMusicFest от других фестивалей, каким образом формируется программа и кто из известных музыкантов примет участие во второй половине фестивальной программы, а также, как готовить международный фестиваль в разгар пандемии — мы расспросили продюсера национальной концертной программы фестиваля KharkivMusicFest Александра Пириева.

— Александр, Вы на протяжении уже трех лет имеете непосредственное отношение к формированию концертной программы международного фестиваля классической музыки KharkivMusicFest. Считаете ли Вы, что проведение подобного рода событий в Харькове имеет большое значение не только для культурной жизни города, но и для имиджа страны в целом? 

— Сегодня, спустя несколько лет жизни KharkivMusicFest, можно смело говорить, что наш фестиваль – уникальное явление не только для Харькова, но и для всей музыкальной Украины. Наличие в Харькове лучших в стране концертных залов во многом способствует его развитию и укреплению имиджа как масштабного культурного события. Каждый новый фестиваль для меня и всей команды KharkivMusicFest — это вызов, как творческий, так и организационный. Об этом важно говорить именно сейчас, в период глобальных ограничений из-за COVID-19. И, я надеюсь, что несмотря на все существующие сложности в этом году, мы проведем основную программу фестиваля в полном масштабе, без изменений и сокращений. 

— Какие особенности KharkivMusicFest, отличающие его от других фестивалей классической музыки, Вы могли бы отметить?

— С момента разработки концепции фестиваля KharkivMusicFest мы руководствовались мировыми стандартами: это касается детально проработанного списка ключевых участников, отсутствия ангажированности и предвзятости. Эту философию в полной мере разделял и разделяет президент фестиваля KharkivMusicFest Сергей Яковлевич Политучий, благодаря которому был создан попечительский совет KharkivMusicFest, в составе которого известные в Харькове и за его пределами руководители крупного национального и международного бизнеса.

Финансовая поддержка этих меценатов позволяет реализовывать самые сложные и масштабные культурные инициативы и планировать жизнь KharkivMusicFest на несколько лет вперед. Участие в KharkivMusicFest знаменитых украинских музыкантов, молодых талантов и, главное, исполнение украинской музыки на самом высоком профессиональном уровне — неотъемлемая и очень важная составляющая фестиваля из года в год. Кроме того, стоит отметить наличие ежегодного эксклюзивного проекта, как "Фестивальный оркестр", ставшего визитной карточкой фестиваля.

Все это делает KharkivMusicFest яркой составляющей культурного портрета Харькова и всей Украины, подчеркну Культурной Украины в масштабах классической музыки мира. 

— В этом году Вы занимались формированием украинской программы фестиваля. Почему именно такая программа? Чем руководствовались, когда выбирали музыкальный материал? 

По факту, с командой KharkivMusicFest мы никогда не разделяли программу на составные детали. Это единое целое с общей концепцией, что является одной из составляющих успеха KharkivMusicFest. В этом году хедлайнер фестиваля — Бетховен. И концептуально именно вокруг его творчества мы и выстраивали программу. Наш фестиваль — это сотни различных творческих и организационных позиций, которые объединены в единый организм, требующий грамотного и опытного управления. Украинская составляющая в программе KharkivMusicFest — его неотъемлемая часть и также важная часть имиджа фестиваля внутри страны и за ее пределами.

С момента рождения KharkivMusicFest в 2018 году выбор украинской музыки был всегда последователен, выверен и обоснован. В программе фестиваля этого года отмечу три имени: Мирослав Скорик, Сергей Борткевич и Евгений Станкович. Имя Мирослава Скорика не требует дополнительной рекламы, а для Харькова за последние пять лет его личность, как и музыка, стали неотъемлемой составляющей культурной жизни вообще. Именно в 2018 году маэстро был приглашен на KharkivMusicFest с авторским проектом в стиле джаз. А в этом году, отдавая дань памяти (композитор скончался в июне 2020 г.), на официальном открытии в исполнении уже упомянутого ранее “Фестивального оркестра” прозвучал его знаменитый "Карпатский концерт" — жемчужина симфонической музыки Украины ХХ века.

11 июня в программе "Детского фестивального оркестра" прозвучит музыка Сергея Борткевича, знаменитого украинского композитора, рожденного в 1877 году в Харькове. Включить в программу эту музыку была совместная идея с молодым дирижером концерта Виталием Алексеёнком из Беларуси. А в завершении фестиваля, 17 июня на сцене большого зала Харьковской филармонии наряду с Девятой Симфонией Бетховена, прозвучит монументальное произведение Евгения Станковича "Страсти по Тарасу", в основе которого тексты Тараса Шевченко. Исполнители: Национальный симфонический оркестр Украины и Национальная капелла Украины "Думка!. За дирижерским пультом будет один из самых известных дирижеров нашей страны маэстро Владимир Сиренко. 


— Как родилась идея проведения "Сонатного марафона"? В чем его уникальность?

— Когда мы говорим о творчестве Бетховена, у каждого человека в памяти возникнут два-три маркера. Кто-то вспомнит Пятую Симфонию, кто-то назовет фортепианный концерт "Император", но обязательно будут названы сонаты: либо № 8 "Патетическая", либо № 23 "Аппассионата", и наверняка № 14, известная во всем мире как "Лунная". В связи с этим и возникла, на первый взгляд, абсолютно нереальная идея: чтобы слушатели KharkivMusicFest услышали все 32 сонаты Бетховена в некоем формате non stop. Так и возник беспрецедентный по меркам даже мирового опыта "Сонатный марафон", который состоится 15 и 16 мая. По факту, это более 15 часов реального живого звучания, который удалось вместить в два дня.

— Кто из известных музыкантов примет в нем участие? Какими были критерии выбора приглашенных артистов?

— Состав участников – это тоже уникальность "Сонатного марафона". Это, пожалуй, самые известные на сегодня 20 пианистов Украины. В списке проекта много признанных именитых музыкантов. Среди них киевляне Юрий Кот и Евгений Ржанов, львовяне Оксана Рапита и Мирослав Драган и внушительная часть молодых талантов Украины. Добавлю, что молодежь "участие" в списке солистов могла гарантировать исключительно наличием побед на самых престижных международных конкурсах как за рубежом, так и в Украине (сразу вспомним конкурсы Горовица в Киеве или Крайнева в Харькове). Поэтому уникальность "Сонатного марафона"—– сам формат и беспрецедентный по именам и количеству национальный состав участников, который объединит в одном месте всю “фортепианную” Украину. Для других стран мира реализовать что-либо подобное, уверен, сложная и рискованная задача, а KharkivMusicFest это удалось. И тут большая благодарность всей команде Агентства UKR Artists за участие и помощь в организации.

— Включена ли Украина, на Ваш взгляд, в мировое музыкальное пространство?

— Это сложный вопрос. Отсутствие действительной государственной культурной политики в глобальном понимании создает сложность в реализации многих важных культурных инициатив.  Безусловно, наличие таких новых институций, как "Украинский Институт" или "Украинский культурный фонд", помогает промоции нашей культуры внутри страны и за ее пределами, но, откровенно говоря, пока создает впечатление спонтанных и временами конъюнктурных решений. Смена власти часто меняет весь не только политический, но и культурный вектор. А в сфере классической музыки, достаточно консервативной в музыкальном мире, такие регулярные потрясения в нашей стране не способствуют ее благоприятному развитию. Тут, безусловно, KharkivMusicFest — своеобразная "белая ворона". Где бизнес в условиях отсутствия закона о меценатстве демонстрирует беспрецедентную вовлеченность и понимание необходимости поддержки и развития культурного общества. Культура — это ДНК нации. Поэтому моя искренняя мечта, чтобы культурные процессы в нашей стране стали более сбалансированными. Ведь наши музыканты — дирижеры, солисты, композиторы — гордость и слава Украины!

— Что для Вас является маркером успешно проведенного события? 

— Возглавляя с 2016 года UKR Artists, ежегодно участвую в реализации более 150 различных по сложности культурных проектов: фестивали, конкурсы, гастрольные туры, проекты, мастер-классы и отдельные концерты. Перед реализацией каждого из них ставится четкая цель. И чем крупнее и масштабнее событие, тем больше задач и, как следствие, результатов. Успешное событие лично для меня — это целый букет составляющих: реализация концепции и замысла, баланс между нужным и важным. Но главное — эмоциональный результат: слушатель должен ощутить прилив энергии, которую мы стараемся передать посредством музыки, по-хорошему "зажечься", унести с собой эту атмосферу. Для меня это самое большое счастье. И я довольно часто проверяю на самом себе — ощущения и впечатления.

— Какую музыку Вы любите больше всего? Почему?

— На первый взгляд может показаться, что я слушаю и люблю исключительно классическую музыку. Но это не так. Я достаточно всеядный человек, а благодаря роду деятельности, как главный музыкальный редактор радио "Культура", я постоянно расширяю сферы интересов и знаний. Я большой поклонник творчества группы Queen. Со студенчества увлекался электронной музыкой, например, стилем drum&bass, и до сих пор с ностальгией слушаю пластинки. Кстати, больше всего люблю именно этот вид носителя. В джазе я скорее консератор — тут пальма первенства у Эллы Фицджеральд.

Музыка, несмотря на мои профессиональные воззрения, должна в первую очередь пробуждать эмоции: либо сердце будет стучать быстрее, либо мозг — размышлять. А если бы меня отправили на необитаемый остров или в космос с условием, что могу взять музыку только одного композитора, это был бы Иоганн Себастьян Бах. В нем есть все. Как сказал его знаменитый последователь, немецкий композитор Макс Регер: "Бах – это начало и конец всякой музыки". Я тут совершенно согласен. Хотя очень бы попросил еще и несколько произведений самого Регера, по творчеству которого я совсем недавно защитил диссертацию — гениальная музыка.

Краткая биография:  Александр Пириев, музыкант, продюсер, главный редактор музыкальной редакции радио "Культура", основатель портала Music-Review Ukraine, генеральный менеджер Агентства UKR Artists, продюсер национальной концертной программы Международного фестиваля KharkivMusicFest.
    • Александр Пириев считается одним из самых известных виолончелистов Украины. Его талант признали многочисленные слушатели в Украине и мире, а такие легендарные композиторы, как Мирослав Скорик и Евгений Станкович посвящают ему свои симфонические произведения.
    • Кроме многочисленных концертов он активно пропагандирует виолончельную музыку в Украине и национальную музыкальную культуру в разных странах мира.
    • Александр руководит Национальным концертным агентством "UKR Artists" - первой в Украине профессиональной концертной компанией в сфере классической музыки со времен Независимости.
    • С 2017 года Александр стал главный редактором музыкальной редакции радио "Культура", а также продюсером музыкальных программ на "Украинском радио".
    • С 2018 года принимает активное участие в формировании программы фестиваля KharkivMusicFest. В 2021 году стал продюсером национальной концертной программы фестиваля.


Діячі мистецтв: Олександр Пірієв
Концертна організація: UKR Artists, Харківська обласна філармонія
Конкурс (фестиваль): Міжнародний музичний фестиваль "KharkivMusicFest"
Джерело: 2day.kh.ua



Інші:

«В Європі почали слухати українську музику»
Диригентка Оксана Линів: Чайковського треба українізувати
Творчий шлях композитора і диригента з Луцька Володимира Рунчака
"Вже це все набридло": співачка Монастирська про те, як замінила путіністку Нетребко і настрої за кордоном
Львівський органний зал: українські ноти, які об'єднали світ
Музика свободи і віри
"Співпрацювати з руснею не буду", — як жив і загинув в окупованому Херсоні диригент Юрій Керпатенко
Василь Василенко: “Ми повинні відроджувати й репрезентувати своє мистецтво у світі
Олександр Родін про нові творчі проєкти
Допитували всю ніч та знімали з трапа літака: оперна співачка Марія Стеф'юк розповіла, як її переслідувало КД
Сюрпризи від Ігоря Саєнка
Актор Анатолій Хостікоєв - про театр під час війни, контакт із глядачем та чому Україні не можна програвати
Єжи Корновіч про оперу «Родинний альбом»: «Європа – це велика родина»
Микола Дядюра про прем’єру та гастрольні маршрути
Раду Поклітару: “Прем’єра “Тіней забутих предків” – це подія світового масштабу!”
Цьогоріч на Шевченківську премію подали 74 заявки у 7 номінаціях: Євген Нищук про критерії та залаштунки премії
Роман Ревакович: Останнім часом мене засипають питаннями про український репертуар [інтерв'ю]
«Україна ще має відбутися як оперна держава»: розмова з першим українським композитором, який пише музику для Метрополітен-опера
Балет “Мадам Боварі” - новинка в афіші Національної опери України
Як козаки і пірати москалів били: мюзикл «Неймовірні мандри і пригоди козака Василя Сліпака»
«Забудьте про російську культуру, яка пригнічує вашу власну»
Майбутня прем`єра “Сойчиного крила” стискатиме серце глядача, — директор-художній керівник “Київської опери” Петро Качанов
Зірка, патріотка і наша сучасниця
Рок Фаргас: «Я дізнався про багатьох неймовірних композиторів України»
Музика + театр
Михайло Швед: “Розширюємо репертуарні грані новими творами, виконавцями та ідеями”
“Я ентузіаст створення нового українського репертуару”
Казка від Юрія Шевченка
Олена Ільницька: «Сподіваюсь, мій твір є моїм внеском у Перемогу»
«Маріупольська камерна філармонія відроджується у Києві», — диригент колективу Василь Крячок
“Я хочу показати слухачам нашу потужну мистецьку школу, українську самобутню культуру”
У Львові відкрити Камерну залу імені Мирослава Скорика
“Псальми війни”
"Кіт у чоботях"
“Opera Europa - це велике інформаційне і колегіальне поле”
Володимир Сіренко: “Продовжуємо активно працювати”
“Ми займаємося творчими пошуками нових форм виразності, вдосконалюючи свій професіоналізм”
На Херсонщині завершився XXV Міжнародний театральний фестиваль "Мельпомена Таврії"
Як стати людиною?
«Життя неможливо зіграти під фонограму, як і справжню музику», — диригентка Леся Шавловська
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
Screenshot.png