Филармония — вторая архитектурная жемчужина Южной Пальмиры | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
Филармония —  вторая архитектурная жемчужина Южной Пальмиры
Филармония — вторая архитектурная жемчужина Южной Пальмиры
31 жовтня 2016, понеділок
Поширити у Facebook


Новая биржа. Открытка начала XX века
Новая биржа. Открытка начала XX века

Историю строительства, без преувеличения второй архитектурной жемчужины Южной Пальмиры (после Оперного театра) – здания Новой Купеческой биржи, стоит начать, наверное, с того, что стало со зданием «старой биржи».

Как известно, биржа в Одессе появилась спустя два года после основания самого города, но лишь в 1837 году обзавелась отдельным зданием на Думской площади Приморского бульвара, в котором на данный момент заседает городская Дума. Бытует мнение, что причиной, побудившей одесское купечество к строительству нового здания биржи, была якобы не совсем подходящая архитектура здания, однако в газетах второй половины 19-го века есть упоминание о попытке отсудить здание у города (как известно первое здание биржи было построено полностью на городские деньги).

В 1890 году Д.Лемме вошёл в купеческую управу с предложением строительства собственного здания биржи. Владельцы домов в центре Одессы начали наперебой предлагать управе свои владения под строительство. В конце концов, выбор пал на место стоимостью 110 тысяч рублей на пересечении улиц Пушкинской и нынешней Бунина. Биржевой комитет рассчитал первоначальную смету всего строительства – 320 тысяч рублей и объявил, ни много ни мало, всемирный конкурс проекта нового храма торговли.

Премию в размере двух и одной тысячи рублей получили следующие проекты: Первое место занял проект под девизом «коммерция архитектуры» В. Прохаски из Вены и Э. Ликовинера из Одессы, второе место было отдано маститому инженеру из города Лодзь Густаву Ландау-Гутенбергу, на третьем оказался проект одесского архитектора Юрия Дмитриенко, который впоследствии украсил Одессу более чем 40 зданиями, под названием «Меркурий». К большому сожалению, увидеть проекты того, как могла бы выглядеть Новая биржа, практически невозможно. Только недавно, благодаря блогеру yangur, удалось увидеть два проекта, не вошедших даже в тройку победителей.

Проект здания биржи арх. А.Трамбицкого и О.Богдановича
Проект здания биржи арх. А.Трамбицкого и О.Богдановича

Проект здания биржи арх. В.Шретера
Проект здания биржи арх. В.Шретера
   
 
Женская гимназия Дадиани, построенная А.Бернардацци в Кишиневе в 1901 году
Женская гимназия Дадиани, построенная А.Бернардацци в Кишиневе в 1901 году

Доподлинно неизвестно, какие элементы, из каких проектов и в каком объёме легли в основу окончательного проекта главного архитектора Александра Бернардацци, но, забегая вперёд, скажем, что получившийся проект так понравился архитектору, что в 1901 году в Кишинёве начинается строительство здания Женской гимназии княгини Дадиани, по проекту, почти идентичному Новой бирже, кроме, конечно же, монументальной и практически «фантастичной» по сложности в те времена арке главного входа.

Дворец Дожей в Венеции
Дворец Дожей в Венеции

Также считается, что автора проекта вдохновил дворец Дожей в Венеции. Здание биржи построено в стиле итальянской (венецианской) готики с элементами ренессанса. Фасад здания выполнен в формах флорентийского Возрождения и украшен керамической плиткой, мрамором, витражами.

Новая смета, составленная Александром Осиповичем, равнялась 417 442 рублям, в связи с чем купеческая управа решила взять в кредит 600 тысяч рублей, сначала у государства — под 5,5%, а после отказа министерства финансов, в Одесском кредитном обществе — под 6% годовых. На погашение этой суммы среди всех купцов Одессы была составлена раскладка.

Фасад одесской Новой биржи
Фасад одесской Новой биржи

23 августа 1894 года, в день столетия Одессы, состоялась торжественная закладка здания, что стало кульминацией официальной программы празднования. В фундамент был положен ящик с последними номерами газет, результаты последней переписи населения, брошюра «Прошлое и настоящее Одессы», книга В. Коланского «Одесса за 100 лет», монеты последней чеканки и образцы хлеба.

По контракту с выигравшим «тендер» на строительство строителем Г. Лонским, здание должно было быть построено 15 сентября 1898 года. Однако окончательно здание было освящено и открыто 29 июня 1899 года. С этим связан интересный казус, который до сих пор сбивает с толку любопытных туристов: над боковым входом с улицы Пушкинской вырезаны года «планируемого» строительства.

Над парадным входом некогда находились медальоны с гербами Одессы, Бессарабской, Таврической, Екатеринославской и Херсонской губерний
Над парадным входом некогда находились медальоны с гербами Одессы, Бессарабской, Таврической, Екатеринославсой и Херсонской губерний

Конечная стоимость здания была астрономической. Новая биржа обошлась одесскому купечеству в небывалую сумму — 915 тысяч рублей, а с меблировкой и разного рода приспособлениями было затрачено 1 млн российских рублей. (Для сравнения: новое здание Оперного театра обошлось городу всего на триста тысяч дороже).

Открытие новой биржи было ещё более помпезным, нежели её основание. На освящение биржи, в 9 утра из Петербурга прибыл директор Департамента торговли и мануфактуры Владимир Ковалевский. Вместе с ним в торжественном мероприятии приняли участие командующий войсками Одесского округа граф Мусин-Пушкин, одесский градоначальник граф П.Шувалов, городской голова П.Зеленый, представители купеческойуправы, губернатор Херсонской губернии, художник Николай Каразин, херсонский городской голова Д.Горловский, архиепископ Херсонский и Одесский Иустин и многие другие. Здание, вестибюль и главный зал, в котором в дальнейшем прошло праздничное застолье, были украшены флагами и тропической растительностью. За праздничным столом председатель строительной комиссии, один из самых богатых людей Одессы Я.Новиков сказал следующие слова: «Я коснусь только архитектурной части этого здания. Оно олицетворяет то, для чего оно предназначено. Оно построено из материалов, привезённых из других стран: мраморные переплёты из Италии, стёкла из Германии, украшения лоджии из Австрии». Не стоит забывать, что в 1937 году в здании разместилась Одесская филармония, и на смену торговым отношениям с вышеназванными странами в стенах «новой биржи» пришли взаимоотношения культурные.


Однако, перед тем как стать первыми подмостками для бесчисленного количества мировых звёзд , здание Новой биржи успело несколько раз поменять свой профиль.

Купол главной лоджии Новой биржи
Купол главной лоджии Новой биржи

Ещё во времена Императорской России по вечерам в Главном зале Новой Биржи проходили концерты и балы. В её стенах в 1910 году выступал сам Фёдор Шаляпин. С воцарением на всей территории города и далеко за его пределами социалистического строя, биржа не работала, и только с приходом НЭПа в 1923 году торговля в городе ожила. Но не надолго, и уже с 1926 г. зал биржи используется для торжественных заседаний, пленумов совета депутатов, литературных вечеров, за что в народе получает название зал горсовета. 22 марта 1928 именно здесь состоялось последнее в Одессе выступление властителя революционных душ Владимира Маяковского.

Мраморное обрамление окон Новой биржи в Одессе
Мраморное обрамление окон Новой биржи в Одессе

Любопытно, что всего через год после окончания строительства состоялось заседание комиссии по переустроительству здания, которое возглавил сам А.Бернардацци. Для устранения некоторых недостатков было решено устроить стеклянный тамбур в главном входе на верхней площадке, уничтожить в вестибюле биржи помещения для образцов товаров, построить широкую лестницу из малого зала в вестибюль, и установить мотор для «производства электрической энергии для вентиляции здания».

Витражи в боковых окнах главного зала Новой биржи в Одессе
Витражи в боковых окнах главного зала Новой биржи в Одессе

В феврале 1913 года городские власти внесли предложения по изменениям в архитектурный облик здания, а именно — закрытие лоджии и переделку лестницы, что вызвало широкий резонанс среди одесситов. Под письмом с требованием не прикасаться к «главной идее, выражающей сущность и назначение здания – грандиозному порталу с открытой лестницей» подписалась архитектурная элита города: Влодек, Абт, Зуев, Клепинин, Кундерт, Паппе и др.

По обеим сторонам мраморной лестницы стоят ростральные колонны, украшенные носами кораблей, символизирующих морское могущество
По обеим сторонам мраморной лестницы стоят ростральные колонны, украшенные носами кораблей, символизирующих морское могущество

Над парадным входом некогда находились медальоны гербов Одессы, Бессарабской, Таврической, Екатеринославской и Херсонской губерний. Высота главной лоджии – 21 метр. Арка лоджии оформлена орнаментами и инкрустациями из искусственного разноцветного камня. Лоджия с вестибюлем составляет один объём, завершённый шатровой пирамидальной кровлей. Венчает форму пышный архитектурный фриз, уничтоженный ещё в советское время, и заменённый во времена независимости ретрансляторами сотовой связи. Лестница выполнена из белого мрамора.

Ростры-плафоны
Ростры-плафоны

По обеим сторонам лестницы стоят ростральные колонны, украшенные носами кораблей – вторые в Российской империи (первые, в несколько раз более масштабные, были возведены французским архитектором Тома де Томоном возле здания Биржи на Васильевском острове Санкт-Петербурге). В плафонах ростральных колон находились электрические лампочки.

Бюст А.Бернардацци
Бюст А.Бернардацци

В ознаменование 50-летия архитектурной деятельности Александра Бернардацци в боковой стене лоджии был помещён бюст великого архитектора. (К слову говоря, это не единственное, увековеченное в камне изображение Александра Осиповича. Эксперты сходятся во мнении, что зодчий увековечил себя в виде одной из фигур, украшающих фасад здания Одесского общества взаимного кредита, 1903 года постройки.)

Фигура на фасаде здания Одесского общества взаимного кредита
Фигура на фасаде здания Одесского общества взаимного кредита

Александр Бернардацци очень любил экспериментировать с новейшими строительными разработками. Именно поэтому всё здание Новой Биржи возведено из нового в те времена материала – бетона «Куанье» в сочетании с кирпичной кладкой. В те времена подавляющая часть городских зданий возводилась из более дешёвого и менее долговечного материала – известняка.

Цокольная часть здания выполнялась из искусственного материала – смеси бетона с добавлением мелкого и крупного песка, толчённого стекла, сажи, аквамарина. Фасады отделаны каррарским мрамором, бендерским камнем и терракотовой плиткой.

Вестибюль Новой биржи
Вестибюль Новой биржи

Через главный вход посетители Новой биржи, которые, к слову говоря, свой вход оплачивали, попадали в вестибюль, где в те времена находились помещения для образцов товаров. Места для отдыха в вестибюле, во время биржевых собраний использовались как вешалки. В здании также находилась телеграфная станция и 6 камер телефонов.

Боковой вход в Новую биржу
Боковой вход в Новую биржу

Боковой вход на ул. Пушкинской вёл в ресторан и на хоры главного зала.

Хоры главного зала Новой биржи в Одессе (старое фото)
Хоры главного зала Новой биржи в Одессе (старое фото)

Светильники на хорах главного зала Новой биржи в Одессе
Светильники на хорах главного зала Новой биржи в Одессе

На хорах могло поместится 200 человек.

Главный зал Новой биржи в Одессе
Главный зал Новой биржи в Одессе

Сам главный зал огромен по площади — 910 кв. м. В окнах – двойные рамы: металлические и деревянные, наружные стёкла бельгийские, внутренние кафедральные. Окна изготовлены в Карлсруэ. Для вечернего освещения использовалось 119 калильных ламп и 23 изящных бра.

Дверная ручка на входе в большой зал Новой биржи в Одессе
Дверная ручка на входе в большой зал Новой биржи в Одессе

В нишах на пилястрах – 8 бронзовых фигур, держащих факела с электрическими лампочками. Автором скульптур был известнейший скульптор Одессы Б. Эдуардс.

Бронзовая скульптура
Бронзовая скульптура

Бронзовая скульптура
Бронзовая скульптура

  
Резной кессонированный потолок главного зала отделан ливанским кедром.

Фрагмент потолка главного зала
Фрагмент потолка главного зала

Над тремя входами в главный зал располагаются три панно, принадлежащих кисти флорентийского художника Джузеппе Кассиоли (автору лучшего дизайна олимпийской медали, который брался за основу при создании медалей Олимпиады вплоть до 1968 года) и изображающих аллегории «Земледелия», «Торговли» и «Промышленности».

Панно "Земледелие"
Панно «Земледелие»

Панно "Торговля"
Панно «Торговля»

Панно "Промышленность"
Панно «Промышленность»

Кроме того, в непосредственной близости от потолка стены зала украшены шестью панно, по три на восточной и западной стенах. Автором этих картин стал Николай Каразин, «культовый», как сейчас выражаются, художник-баталист того времени, член Русского географического общества.

Панно на стене зала. Художник Н.Каразин
Панно на стене зала. Художник Н.Каразин

Размеры каждого полотна составляют — 2,3 метра в высоту и 8,5 метров в длину. Всего на них изображено 300 фигур в полный рост.

1. Народы свайного и каменного периода: кочевые и оседлые народы России, скифы. Торговля исключительно меновая до изобретения денежных знаков
1. Народы свайного и каменного периода: кочевые и оседлые народы России, скифы. Торговля исключительно меновая до изобретения денежных знаков

2. Античный мир: Эллада, Ассирия, Египет, Финикия и Эфиопия
2. Античный мир: Эллада, Ассирия, Египет, Финикия и Эфиопия

3. Новгородская республика. Ганзейский союз: начало договорного права – нотариат
3. Новгородская республика. Ганзейский союз: начало договорного права – нотариат

4. Колонии Старого и Нового Света (открытие Америки)
4. Колонии Старого и Нового Света (открытие Америки)

5. Народы северных окраин и прилегающих к ним умеренных стран: Сибирь, Китай, Япония
5. Народы северных окраин и прилегающих к ним умеренных стран: Сибирь, Китай, Япония

6. Современный Константинополь. Левантийские народности – Индия
6. Современный Константинополь. Левантийские народности – Индия

К сожалению, панно, находящиеся на внешней западной стене, подверглись влиянию влаги, что соответствующим образом сказалось на красках и основе.
Для мелких маклеров существовал отдельный зал. Он находился в полуэтаже, своды которого «были отделаны под натуральный камень, а пол – мозаичный».

Двор Новой биржи в Одессе
Двор Новой биржи в Одессе

Фрагмент галереи во дворе Новой биржи в Одессе
Фрагмент галереи во дворе Новой биржи в Одессе

Из подъезда — вход в помещение купеческой управы, в зал купеческих собраний и комитетов биржи на втором этаже:
«В эти помещения вела мраморная лестница из передней. На стене украшенной живописью надпись «In labore robur est» (В труде сила), а над входными дверями зала собрания купечества «Mercatus toetore nectit» (Торг силён договором). В зале выборных собраний купеческих сословий на потолке четыре женских фигуры, символизирующих Европу, Азию, Африку и Америку. В стене против главного входа в зал – панно с портретом государя Императора в полный рост. Над портретом государя – корона, скипетр и держава, по бокам герб Императора и герб государства, ниже гербы Одессы и Херсонской губернии. Там же подпись из золота (12 августа 1898 года) – дата занимательной ноты императора».

Старое фото зала выборных собраний купеческих сословий Новой биржи в Одессе
Старое фото зала выборных собраний купеческих сословий Новой биржи в Одессе

Невозможно писать о здании Новой биржи, не рассказав о новейшей истории, не менее значимой для нашего города и всей страны, чем вторая по оборотам биржа для Российской империи.
Именно благодаря тому, что с 1937 года в здании размещается Одесская филармония, благодаря значимости работы этой концертной организации, благодаря её руководству, которое во все годы прилагало максим усилий для сохранения памятника, здание не требует полного восстановления (включая обвалившуюся крышу), как это произошло с гимназией княгини Дадиани в Кишинёве, побывавшей и резиденцией первого секретаря ЦК Компартии Молдавии Леонида Брежнева, и Дворцом Пионеров, и даже музеем Партии.

Спустя четыре года, в 1950 году Советское правительство выделило на реставрационные работы здания Одесской Филармонии 500 тысяч рублей, в 1977 последовал ещё один комплекс реставрационных работ. Удачей для Филармонии стал приход на должность директора-распорядителя в 1983 году Галины Зицер, женщины, имеющей музыкальное и строительное образование. Благодаря ей, в 80-е годы удалось установить, что над центральным входом, который считался в те года аварийным, неправильно установлены стропила. «Мы сделали два бандажа, соответствующую защиту, и ничто уже не угрожало обрушиться. Но после этого встал вопрос о смальте, которой выложены знаки Зодиака на круглом своде. Эти маленькие кусочки разноцветного стекла в Союзе делали только в Вильнюсе. Через Академию наук я попала-таки на это производство и добыла смальту для нашей филармонии – рассказала в октябре 2011 года Галина Борисовна журналу «Фаворит».

На данный момент ни одно учреждение культуры не играет в художественной жизни нашей области такой высокой роли, как филармония. Она организует гастроли иногородних исполнителей, участвует в проведении престижных международных музыкальных фестивалей, конкурсов: «Два дня и две ночи новой музыки», «Одесские диалоги», «Одесская гитарная осень», «Белая Акация», «Дунайская весна», «Рихтерфест», «Дни Давида Ойстраха в Одессе», Международный конкурс пианистов памяти Э.Гилельса; Международный конкурс скрипачей им. Д. Ойстраха и др.

Сцена филармонии - бывшей Новой биржи в Одессе
Сцена филармонии — бывшей Новой биржи в Одессе

Сегодня на филармонической сцене выступают артисты и коллективы Одесской областной филармонии, Национальный одесский филармонический оркестр под управлением заслуженного артиста Украины Хобарта Эрла, а также всемирно известные коллективы: Государственный камерный оркестр России «Виртуозы Москвы» под управлением народного артиста СССР В. Спивакова, Государственный камерный оркестр России «Московия» под управлением народного артиста России Э. Грача, Национальный оркестр народных инструментов Украины под руководством народного артиста Украины В. Гуцала; солисты мировой музыкальной сцены: Н. Петров, М. Плетнев, Д. Мацуев, Д. Башкиров, Б. Которович, Б. Блох, В. Крайнев, В.Третьяков, М. Федотов, Г. Муржа.

Здание филармонии является основной площадкой Национального одесского филармонического оркестра. Его художественный руководитель и главный дирижер — Хобард Эрл, закончивший венскую Музыкальную академию и в 2014 году попавший в тридцатку самых лучших профессионалов года по версии старейшего музыкального журнала Musical America Worldwide.


Автор: Рябков Александр
Концертна організація: Одеська обласна філармонія
Концертний зал: Великий концертний зал Одеської обласної філармонії
Джерело: histodessa.ru



Інші:

Правила ринку: агент Линів пояснив, чому диригенти виконують твори російських композиторів
В Мюнхені запрошують на «Страту» та «Дванадцяту ніч»
Національна опера України поставить оперу "Конотопська відьма"
Українська опера Chornobyldorf виборола Премію Королівського філармонічного товариства
А ви знали, що Шевченко міг би стати й відомим музикантом?
Премʼєри в імʼя Перемоги
ЛІТЕРАТУРА З МУЗИКИ, МУЗИКА З ЛІТЕРАТУРИ
«Незламні»: музичне послання українців у другу річницю початку повномасштабної війни
«Десять років чекаємо на перемогу»: історія оркестру, який двічі з дому вигнала війна
Найкращий концерт Кіровоградської філармонії - попереду. Він буде присвячений Дню перемоги!
Музичні інструменти змінили на автомати: історії артистів театру Одеси
Оновлений репертуар, літній фестиваль та інтерактивна "Ластівка Щедрика": майбутнє Івано-Франківської філармонії в баченні Володимира Рудницького
Змінив пуанти на армійські берці: згадаймо артиста балету Ростислава Янчишена
"Музичні вечори у будинку родини Мейтусів"
«Для мене дім – там, де серце» – Віктор Рекало, автор музики до балету про вимушену міграцію «Дім»
Як розтопити «Крижане серце»?
В Одеській опері відновили незвичайну виставу
Хмельницький фаховий музичний коледж ім. В.І.Заремби: 65 років від дня заснування
До дня Соборності: в Національній опері представлять всеукраїнський музичний проєкт
Як доктор мистецтвознавства став... диригентом
Досліджуємо славні сторінки бандурного мистецтва
На Волині в Горохові привітали з 80-річчям відомого композитора
Роман Орленко-Прокопович - ім’я між забуттям і легендами
“Пісні для України” з Лондона
“54 хвилини до Різдва”
Диск "Зимовий шепіт" від піаністки Віоліни Петриченко
Українські переклади лібрето світових опер в Україні
Військовий зі Львова випустив альбом фортепіанної музики, яку створив на передовій
Раду Поклітару - герой книжки
Сенсаційні знахідки та версії Трипільської культури - “ світової колиски”
У Львівській філармонії визначили переможців Конкурсу молодих вокалістів імені Сліпака
Концерт-реконструкція «Гай, Рожество!»
Сторіччя Балетної трупи Одеської опери
Харизматичний диригент українського походження, який втілив "американську мрію": хто такий маестро Леонард Бернстайн
"Вистави ще немає, але є кредит довіри": продюсерка Opera aperta про співпрацю з міжнародним фестивалем O.Festival
В Ужгороді відкрили мініскульптуру на честь графа Нандора Плотені
Понад 200 народних пісень: де шукають і кому співають солістки ансамблю "Антонівчанка" з Прилуччини
8 неочікуваних речей, що носять ім’я Шопена
Фридерик Шопен та Микола Лисенко: точки перетину
Згадуємо Миколу Колессу
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
203.jpg