Тет-А-Тет с Игорем Гонтарем, мастером реставратором струнно - смычковых инструментов | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
Тет-А-Тет с Игорем Гонтарем, мастером реставратором струнно - смычковых инструментов
Гонтар Ігор Валентинович
Тет-А-Тет с Игорем Гонтарем, мастером реставратором струнно - смычковых инструментов
Мастер- реставратор рассказал о себе и Школе реставраторов
21 травня 2009, четвер
Поширити у Facebook
Гонтар Ігор Валентинович, майстер-реставратор струнно-смичкових інстументівГонтар Ігор Валентинович, майстер-реставратор струнно-смичкових інстументівГонтар Ігор Валентинович, майстер-реставратор струнно-смичкових інстументів

В беседе с главным редактором портала «Music-review Ukraine» Александром Пириевым Игорь Гонтар поделился информацией о периоде его становления под руководством выдающегося мастера Ивана Битуса,о традициях Школ реставраторов, смычковых мастерах, секретах и тонкостях изготовления смычков.


«Кто» или «что» повлияло на Игоря Гонтаря, в свое время ещё молодого скрипача, на желание быть именно скрипичным музыкальным мастером?


— Я точно не вспомню год, когда стал сам для себя изготавливать разные скрипичные детали, потому как не мог подобрать что-нибудь удобное. В тот момент, будучи студентом училища, я занимался частным образом у одного педагога. И она, оценив одну из моих работ, скрипичный подбородок, познакомила меня с Иваном Леонтьевичем Битусом. Иван Леонтьевич посмотрел на мою работу и сказал ей: «мальчик имеет терпение, и если хочет, пусть иногда приходит».

Иван Леонтиевич Битус был очень известной фигурой в кругу мастеров. Уверен, что о нем можно много рассказать…Как долго Вы занимались с Битусом?


— Наши занятия длились на протяжении 18 лет, о чем даже свидетельствует документ. В дальнейшем, когда уже в непосредственном контакте мастера с учеником не было необходимости, мы достаточно регулярно общались.


У него была своя мастерская?


— Мастерской у него,как таковой, не было. В период нашего знакомства у него была квартира в которой он жил и одновременно работал. Он работал всегда дома. Жил в комнате, а работал на кухне.


Как регулярно проходили ваши встречи?


— Первые 3 года обучения, после того, как меня привела первый раз мой педагог, проходили практически каждый день и в достаточно жесткой форме: «Не сделаешь — не приходи». Мне было сразу сказано: — «Игорь, я очень занятой человек. Поэтому, давай так — раз уж я взялся тебя учить — я буду тебя учить. Но, больше времени чем я смогу на тебя потратить за один раз я тратить не буду».

У него были ещё ученики?



— Периодически приходило и уходило очень много людей. Человек, наверное, шесть, может быть больше.


Гонтар Ігор Валентинович, майстер-реставратор струнно-смичкових інстументів

Кто-то из них сейчас продолжает работать?

— Мне известен один – Юрий Куюн. До недавнего времени он работал в Польше, а перед этим во Львове. Он учился у Битуса четыре года и был реставратором. Знакомы мы с ним были мельком, и встречались буквально два или три раза, опять же, в квартире у Ивана Леонтьевича. Из его биографии знаю только, что он здесь (в Киеве-ред.) поступил в консерваторию, потом каким-то образом попал к Ивану Леонтьевичу в мастерскую. Потом бросил обучение в консерватории, а когда во Львовской консерватории открылась вакансия скрипичного мастера — его туда пригласили по рекомендации Ивана Леонтьевича.

Иван Леонтьевич уже тогда был достаточно влиятельным человеком?


— Иван Леонтьевич всегда был заметной фигурой. По крайней мере в тот период когда мы с ним познакомились, и до самой смерти, он был весьма влиятельным человеком.

Вообще, он помогал свои ученикам в период становления?


— Да, безусловно. И работой, и своими знаниями, и если нужно - деньгами. И не только ученикам, а и многим друзьям музыкантам и просто чужим людям. Он очень много помогал.

Наряду со знаниями в области реставрации применял ли Битус нестандартные тренинги во время Ваших занятий?


— Как таковых не вспомню. Но очень занятными були тренировки по распознанию смычка. Нужно было определить какой это смычок, школу мастеров или даже самого мастера, древесину и другие особенности. Причем Иван Леонтиевич требовал ответа, держа трость на расстоянии двух-трех метров, показывая мне только головку смычка.

Также ещё несколько подобных моментов было на встречах, когда из Москвы к Битусу приезжали достаточно серьезные специалисты и мастера и играли в так называемую «лотерею». Я один из последних, кто эту лотерею помнит. Суть ее была простой — брался большой пластиковый мешок и в него накидывалось сотни три совершенно разных смычков. И клалось две или три действительно очень стоящие, дорогие трости. Для участия в «лотерее» необходимо было приобрести билет за определенную сумму. Все это действие происходило, чаще всего, за застольем. В чем оно заключалось? — все участники видели что есть трости дешевые и очень дешевые, но безусловно все целые. Также, при всех, клалось несколько очень дорогих тростей, так как человек должен видеть приз — это как в любой лотерее. Каждый смычок разрешалось пощупать пальцами, таким образом подтверждая, что он есть в общей массе тростей. После чего человеку завязывали глаза, и вот что он вытащит — то он и вытащит.

А вообще это возможно выяснить — какой из них именно тот, дорогой?


— Все участники «лотереи» были специалистами. Не было людей, не в обиду сказать, даже просто музыкантов. Все они, так или иначе, очень хорошо разбирались в вопросах реставрации. Но отвечу дипломатично, как участник — при мне никто ценного ни разу не выиграл, впрочем как и я (улыбается).


Какова же была цель лотереи, главное — участие?


— Да, конечно главное — участие, поэтому я так и ответил. А после нескольких таких попыток мне стало жалко денег, и я уже наблюдал за этим процессом просто как зритель.

Раз уж мы заговорили о тростях — существует разное качество смычков, качество древесины и, собственно, разная древесина. Почему именно бразильскую древесину Фернамбук чаще всего выбирают для смычка?


— Прежде всего нужно знать о том, что фернамбук был выбран опытным путем школами смычковых мастеров как сорт древесины наиболее подходящий для изготовления смычков. Эта древесина оказалась наиболее подходящей к тому, чтобы увеличить диапазон звука используя вес руки на струне.

Гонтар Ігор Валентинович, майстер-реставратор струнно-смичкових інстументів
В каком веке это произошло и кто был родоначальником «нового поколения» смычков?

— Предположительно в XVIII веке. Изготавливать трости из фернамбука начала семья смычковых мастеров Туртов. Самый известный в этой династии — Франсуа Турт работал и для Николо Паганини.

Какую именно революцию в технологии произвел Турт?


— В то время солистов - виртуозов, которые были модны в те годы, перестала устраивать форма смычка, ровная, или, так называемая, лукообразная. Требовалась новая форма трости, которая была способна расширить палитру штрихов, соответственно, поднять ее технические качества. Я не могу утверждать действительно ли первым Франсуа Турт изогнул смычок внутрь, возможно быть кто-то ещё. Но документы свидетельствуют, что первым это сделал именно он.

Таким образом мастер изобрел «пружину»?


— Да. Он первый этим изгибом, создал в смычке пружину, которая и позволила в дальнейшем расширить звуковую палитру музыкантов.

Семья Турт является создателями и законодатели смычка в его нынешней форме?


— Вы знаете, наряду с семьей Туртом, которые жили во Франции — в Великобритании была семья Доддов, они работали, как бы, параллельно. Некоторые смычки этой династии мастеров стоят ни чуть не меньше. Впрочем не все «Турты» так дороги. Ведь и скрипки Страдивари есть как за несколько миллионов – так и за несколько сотен тысяч.

Подводя итог относительно самого фернамбука — можно говорить, что он наиболее пригоден для изготовления смычка, который будет отвечать требованиям современных музыкантов – исполнителей.

Бытует мнение что древесина, которую использовали мастера старых эпох, в частности Турт, вырезан вообще. Так ли это?


— Деревья, разумеется, продолжают культивировать. Фернамбук, помимо всего прочего, невероятно прочная и красивая древесина. Это экзотическая и ценная порода деревьев. Ее используют, также, в изготовлении очень дорогой мебели и паркета. Что могло быть сейчас утеряно в изготовлении смычков — это старинные способы обработки древесины, и технологии создание пружины. К слову, сегодня в мире работает ряд фабрик, которые эту пружину имитируют.

Используется ли во время изготовления новых смычков современные технологии?


— На фабриках, думаю, используются, а мастерами – сомневаюсь. Хотя смотря кем. Лично я использую очень старые технологии, которые мне были переданы моим учителем. И процесс обучения продолжается.

Например изготовление пружины в смычке?


— Да , именно. Многие годы я продолжаю осваивать эти знания. Так, чтобы при изготовлении смычка я уже не волновался как он себя поведет и будет вести в дальнейшем.

А инструментарий, эти все приспособления для резки тоже старые или Вы используете новые?


— Что касается меня, то я использую, допустим, нож и рубанок, которые изготовлены 10 — 15 лет назад. Но форма этих инструментов та же, что была раньше. В свою очередь на фабриках очень часто используются станки, которые,порой, делают в заготовках сразу и голову. Такие смычки возможно дорабатывать. Но встречаются фабричные экземпляры в где из-за перегрева образовываются микротрещинки. Это материал не будет смычком. То есть, как бы Вы его не делали — смычком это не будет. Я использую такой материал для кусочков в момент реставрации.

Мастер, безусловно, может заметить подобные микротрещинки. А если исполнителю предлагают смычок, а рядом нет мастера, который мог бы проконсультировать — на что следует обратить внимание при покупке смычка? Как можно визуально определить по качеству трости, что это, например, фернамбук?


— Если речь идет о смычке который, по словам продавца, имеет возраст, скажем, больше 10 — 20-ти лет, то лучше все же лучше обратиться к специалисту, так как сегодня существует много подделок. Ведь изготовить мастеровое клеймо может любой маломальски серьезный гравер. А если речь идет уже о старом смычке – не специалист никак не определит. Для этого просто нужен многолетний опыт. Если этот музыкант оркестрант, и ему предлагается смычок недорого, и звуковые качества его устраивают, то можно рискнуть.

Как быстро мастер проводит экспертизу?


— Все зависит от состояния смычка. Ведь есть трости, скажем, достойные, но они в плохом состоянии, и мастеру нужно время, что бы рассмотреть хотя бы остатки признаков той или иной школы, того или иного мастера. Иногда это можно сделать за 5 минут, иногда на это нужны сутки, а может и больше.

Вы много лет изготавливаете смычки… В пример – покупая совершенно новый инструмент музыканту желательно, в начальные период, показывать его мастеру. Требуется время, чтобы инструмент своего рода «адаптировался». Как это происходит в случае со смычком?


— Если это новый смычок – ситуация таже . Сама трость смычка изготавливается прямой. А после определенной обработки выгибается и закрепляется в изогнутом положении. Естественно, перед покупкой смычок необходимо внимательно осмотреть и поиграть, и не один - два часа. После покупки такой смычок необходимо показывать мастеру первое время. Если же Вы приобретаете смычок современного мастера – то, прежде всего, необходимо подтвердить его ли это. И человек должен обратить внимание на цену. Если цена в полтора – два раза меньше чем продает смычки сам мастер, значит в смычке уже есть какие-то проблемы.


Часто при изготовлении или реставрации смычков мастера используют вместо традиционных компонентов серебра и перламутра золото и другие драгоценные металлы, что, конечно же, отражается на цене. Это исключительно эстетическая красота, или это действительно может помочь исполнителю в какой-либо ракурсе улучшить качество звучания?


— Золото действует на человека исключительно психологически. Мастера, включая меня, иногда отмечают свои лучшие работы этим металлом, но это субъективный взгляд мастера, ведь трость и ее качества определяет ещё и сам музыкант. Поэтому в данном случае золото, платина, абсолютно не влияют ни на звук, ни все остальное... И с этими материалами я работаю крайне редко.


Золото — тяжелый металл, и колодка или часть трости, где существует обмотка, становятся значительно тяжелее. Каким образом происходит определение баланса?


— Прежде всего, превалирует качество самой трости . От этого все и зависит. А колодка с винтом должны подходить по весу и по балансу так, чтобы было удобно. Мастер, когда изготавливает трость, должен думать о том, чтобы трость была удобна, а не перевешивала куда либо. И удобнее она должна быть около колодки. Профессиональные мастера, обычно, балансируют середину трости.

Выявляя таким образом одно из центральных положений при игре?


— Да, физиологически, это самое удобное положение. Это то место, где больше всего играют. И не важно для кого — виолончелист это, скрипач или же контрабасист. Поэтому я обычно балансирую середину. Хотя бывают ситуации, когда люди просят немного «утяжелить» колодку.

В начале нашей беседы мы с Вами говорили о Битусе, о знаниях, которые передаются из поколения в поколения мастерами. Рассматриваете ли Вы в будущем возможность появления в Вашей мастерской учеников, которым можно бы было передать многолетний опыт и знания?


— В последнее время я рассматриваю это достаточно серьезно. Появление, скажем, надежного помощника.


Гонтар Ігор Валентинович, майстер-реставратор струнно-смичкових інстументів

Какими качествами, в первую очередь, должен обладать человек, который хотел бы связать свою жизнь с реставрацией инструментов?

— Ученик должен обладать, на мой взгляд, стабильностью в очень многих вещах — в нервах, в здоровье. И иметь репутацию порядочного человека, невероятно порядочного! В противном случае ему ничего не доверят из ценных вещей. И конечно же такие важные для мастера вещи как усидчивость, возможность повторять одни и те же операции. И, безусловно, желание работать все лучше, и лучше. Разумеется необходима высокая степень ответственности. Ведь, зачастую, реставратор берет чужие очень дорогие инструменты. Первый закон реставратора – не навреди. Если человек делает новые инструменты из куска дерева, он вредит своей репутации. Своему карману. А вот когда человек начинает портить чужие вещи, принадлежащие другим, особенно когда эти вещи имеют возраст, и изготовлены профессиональными, в отличии от него мастерами — вот это уже проблема.

Город Кремона где трудились величайшие итальянцы Амати, Страдивари, Гварнери и сейчас это считается «Меккой» для многих мастеров, которые приезжают в этот город за профессиональными знаниями, и так далее. На ваш взгляд, есть ли необходимость профессионального обучения, чтобы матер имел диплом, который подтверждает его квалификацию, или достаточно того, что бы заниматься с мастером частным образом, быть его учеником.


— Все зависит от многих факторов. Допустим меня воспитывал мастер высокого класса и известный, но только в бывшем советском союзе, но и в Европе. По его протекции, я часто выезжал в Европу для обучения. В нашей стране все зависит от того, кто обучал. В Европе другая ситуация - есть ряд мастеровых школ в Мирекуре, Маркнекирхене, Миттенвальде и других городах. В этих школах проходит обучение 3 или 4 года после чего присваивается квалификация. По окончанию обучения обязательно сдается экзамен, который одновременно является проверкой Вашей квалификации. Если вы экзамен не сдаете, квалификацию вы не получаете. И соответственно разрешение на работу тоже.

Существует ли на сегодня в мире некий автономный орган, который мог бы помогать музыкантам и людям, тесно связанным с академической музыкой выявлять скажем псевдо мастеров?


— Я не знаю ни у нас, ни в Европе подобного органа, который бы регулировал и контролировал эту область. По-моему такой организации нет, во всяком случае я их не знаю?


Вообще нужен ли он?


— С одной стороны он необходим, ведь до сих пор очень многие инструменты теряют свои качества по выше сказанным причинам. Страдают инструменты, музыканты. В тоже время на территории Европы, Украины, России, и бывшего Советского Союза всегда находились мастера высокого класса. Работа такого реставратора, стоит дороже, чем работа обыкновенного мастера. Соответственно если мастер реставратор берет за свою работу очень мало денег, и делает ее быстро - так не бывает. Значит, кто-то должен за это ответить. Скорее всего, отвечает инструмент, который вместо починки повреждают. И, как правило, музыканты, за редким исключением, не знают, кто что может, и на каком уровне работает тот или иной мастер.

Сейчас в нашей стране, как и в период Союза, любой человек может стать мастером без получения разрешения?


— В Советском Союзе, как правило если человек становился мастером – он проходил несколько этапов. В моем случае мой учитель первые несколько лет, представляя меня, говорил, что у него есть Ученик. И соответственно давал рекомендации, что мне можно доверять определенный объем работ, результат которых он мог показать. Это означало, что он своим именем, которое было заслужено временем и своими руками, уже отвечал за меня. Так было тогда, когда обучался я у него.

Вы будете придерживаться такого же в Вашей практике к наставнику?


— Скорее всего. Это очень хорошо, на мой взгляд, должно воздействовать на ученика и его стимулировать. Потому что завтра мастер может отказаться от него и выгнать, а также позвонить или написать своим коллегам, что этот мастер не оправдал его надежд.

Ведь это ещё хуже чем отсутствие диплома для людей?


— Несомненно! Но дипломы у нас на Украине есть. У нас существует Ассоциация мастеров, которая прежде чем выдать диплом,и принять с свои ряды сначала собирает президиум, который осматривает несколько работ претендента и решает, принимать мастера в Ассоциацию или нет.

Что дает подобный документ?


— По крайней мере, вы уже имеете удостоверение члена ассоциации и официальную бумагу, что вашу работу посмотрели мастера признанные на Украине и за ее пределами. Они подтверждают вашу квалификацию, как мастера реставратора, или мастера изготовляющего инструменты. Это означает, что изготовленные Вами инструменты уже имеют определенный уровень, и могут использоваться в музыкальных школах, для игры в оркестре, и для сольного исполнения.

И последний вопрос – Вы, можно сказать, один из первых партнеров портала «Music-review Ukraine», который работает вот уже несколько месяцев. По прошествию времени, ощутили ли Вы действительную необходимость этого ресурса, который, помимо освещений событий в мире академической музыки и ее представителей затрагивает и профессиональные вопросы?


— На мой взгляд, необходимость этого ресурса очевидна. Уверен, что многие люди хотели бы быть в курсе музыкальных событий на Украине. А обращая внимание на мастеров-реставраторов – многие музыканты хотели бы иметь возможность обратиться к профессионалам. Мои друзья и коллеги заграницей смотрели и мою страницу и весь портал. Отзывы очень хорошие. Потому что на портале много полезной информации. Читатели надеются, что ее будет еще больше. А главное, по большому счету, они не могут получить подробную информацию больше нигде. Многие из них интересуются нашей культурой, нашими исполнителями, коллективами, оркестрами. Для них, как и для многих ценителей академической музыки, в частности пользователей интернета это важно, они хотят это знать об этом первыми. Здесь можно почерпнуть не только интересную, но и важную, необходимую информацию.

Игорь, благодарим Вас за увлекательную беседу. Желаем Вашему делу новый идей и творческих свершений.



Автор: Олександр Пірієв
Фото: Сергій Пірієв
Навчальний заклад: Національна музична академія України ім. П.І. Чайковського
Майстер: Ігор Гонтар



Інші:

«В Європі почали слухати українську музику»
Диригентка Оксана Линів: Чайковського треба українізувати
Творчий шлях композитора і диригента з Луцька Володимира Рунчака
"Вже це все набридло": співачка Монастирська про те, як замінила путіністку Нетребко і настрої за кордоном
Львівський органний зал: українські ноти, які об'єднали світ
Музика свободи і віри
"Співпрацювати з руснею не буду", — як жив і загинув в окупованому Херсоні диригент Юрій Керпатенко
Василь Василенко: “Ми повинні відроджувати й репрезентувати своє мистецтво у світі
Олександр Родін про нові творчі проєкти
Допитували всю ніч та знімали з трапа літака: оперна співачка Марія Стеф'юк розповіла, як її переслідувало КД
Сюрпризи від Ігоря Саєнка
Актор Анатолій Хостікоєв - про театр під час війни, контакт із глядачем та чому Україні не можна програвати
Єжи Корновіч про оперу «Родинний альбом»: «Європа – це велика родина»
Микола Дядюра про прем’єру та гастрольні маршрути
Раду Поклітару: “Прем’єра “Тіней забутих предків” – це подія світового масштабу!”
Цьогоріч на Шевченківську премію подали 74 заявки у 7 номінаціях: Євген Нищук про критерії та залаштунки премії
Роман Ревакович: Останнім часом мене засипають питаннями про український репертуар [інтерв'ю]
«Україна ще має відбутися як оперна держава»: розмова з першим українським композитором, який пише музику для Метрополітен-опера
Балет “Мадам Боварі” - новинка в афіші Національної опери України
Як козаки і пірати москалів били: мюзикл «Неймовірні мандри і пригоди козака Василя Сліпака»
«Забудьте про російську культуру, яка пригнічує вашу власну»
Майбутня прем`єра “Сойчиного крила” стискатиме серце глядача, — директор-художній керівник “Київської опери” Петро Качанов
Зірка, патріотка і наша сучасниця
Рок Фаргас: «Я дізнався про багатьох неймовірних композиторів України»
Музика + театр
Михайло Швед: “Розширюємо репертуарні грані новими творами, виконавцями та ідеями”
“Я ентузіаст створення нового українського репертуару”
Казка від Юрія Шевченка
Олена Ільницька: «Сподіваюсь, мій твір є моїм внеском у Перемогу»
«Маріупольська камерна філармонія відроджується у Києві», — диригент колективу Василь Крячок
“Я хочу показати слухачам нашу потужну мистецьку школу, українську самобутню культуру”
У Львові відкрити Камерну залу імені Мирослава Скорика
“Псальми війни”
"Кіт у чоботях"
“Opera Europa - це велике інформаційне і колегіальне поле”
Володимир Сіренко: “Продовжуємо активно працювати”
“Ми займаємося творчими пошуками нових форм виразності, вдосконалюючи свій професіоналізм”
На Херсонщині завершився XXV Міжнародний театральний фестиваль "Мельпомена Таврії"
Як стати людиною?
«Життя неможливо зіграти під фонограму, як і справжню музику», — диригентка Леся Шавловська
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
110125_060.jpg